Работа со СМИ и общественностью
uza.uz — Постановление Президента – гарант повышения эффективности государственного контроля использования топливно-энергетических ресурсов (+видео)
  • 17.02.2023
  • 156

В настоящее время потребность в природном газе и электроэнергии возрастает. Стабильность электроснабжения, осуществление контроля за использованием электроэнергии неразрывно связано с вопросом энергоэффективности и экономии ресурсов, что является важным фактором решения проблем.

С вопросами на эту тему мы обратились к руководителю пресс-службы АО «Узбекистон миллий электр тармоклари» Улугбеку Урунову.

– В качестве пресс-секретаря этой организации вы активно публикуете в СМИ цикл статей, в которых зачастую как журналист излагаете собственное мнение. На ваш взгляд, отчего зависит обеспечение энергоэффективности и экономии электроэнергии?

– Актуальность этого вопроса особенно подтвердилась такими фактами, имевшими место в осенне-зимний период 2022/2023 годов, как прерывание электроснабжения, введение ограничений для сохранения стабильности в системе, дефицит топлива в процессе генерации, резкое снижение давления в газопроводах, множество аварийных ситуаций, возникших под воздействием иных причин.

Поэтому в целях повышения потребительской культуры населения целесообразно проводить больше разъяснительной работы о необходимости экономии энергии, привлекать к этому внимание общественности.

– По этому важнейшему вопросу принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по повышению эффективности государственного контроля в сфере использования топливно-энергетических ресурсов». В чем заключается значимость постановления и какие в нем намечены приоритетные задачи?

– В постановлении главы государства охвачены насущные проблемы сегодняшнего дня и даны важные указания по их решению. Повышение эффективности государственного контроля в сфере также служит решению вопроса энергосбережения.

До настоящего времени в системе Министерства энергетики действовали две контролирующие инспекции – «Узэнергоинспекция» и «Узнефтгазинспекция». Указом Президента от 21 декабря 2022 года эти структуры были объединены и создана единая «Узэнергоинспекция» при министерстве. Численность управленческого штата инспекции, финансируемой за счет государственного бюджета, составила 357 человек, в том числе 2 заместителей начальника.

В числе задач «Узэнергоинспекции» намечены такие, как осуществление государственного контроля за соблюдением требований нормативно-правовых актов, технических правил и норм в сфере производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии юридическими и физическими лицами;

выявление, пресечение и предупреждение незаконного подключения к электрическим, газотранспортным и газораспределительным сетям, хищения и иных случаев незаконного потребления топливно-энергетических ресурсов, а также причин и условий, способствующих их совершению;

проведение мониторинга внедрения устройств возобновляемых источников энергии и современных энергоэффективных и энергосберегающих технологий, а также эффективности потребления энергоресурсов;

оценка энергоэффективности мер, выполняемых потребителями, по обеспечению рационального и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.

«Узэнергоинспекция» осуществляет контроль за ходом установления устройств возобновляемых источников энергии государственными органами и организациями на основе решений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров и в случае необеспечения выполнения установленных показателей вносит в Кабинет Министров предложения по принятию мер в отношении их должностных лиц.

Постановление значимо также введением должности заместителя Генерального прокурора, ответственного за осуществление надзора за соблюдением и исполнением законодательства в сфере использования топливно-энергетических ресурсов. Заместитель Генерального прокурора оказывает практическую помощь в реализации задач и функций, возложенных на «Узэнергоинспекцию», координирует деятельность Бюро принудительного исполнения и Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре.

Думаю, постановление стало важным шагом в повышении эффективности государственного контроля в сфере использования топливно-энергетических ресурсов.

– Известно, что в целях удовлетворения возрастающих потребностей в сфере энергетики сделан важный шаг и в развитии «зеленой» энергии. Реализуются крупные проекты по строительству солнечных и ветряных электростанций. Что необходимо для достижения эффективности в реализации таких проектов?

– Уместный вопрос. Основа крупных проектов по увеличению источников «зеленой» энергии была заложена в 2016-2017 годах. При привлечении зарубежных экспертов были подписаны соглашения с иностранными компаниями и международными финансовыми институтами о реализации десятков проектов. В последние годы разработаны инвестиционные проекты, которые отражены в Стратегии развития, государственных программах.

Обратимся к фактам. За предыдущие четыре года при сотрудничестве с международными компаниями подписано 10 соглашений о строительстве солнечных и ветряных электростанций общей мощностью 2 897 мегаватт. По реализации этих проектов главой государства подписано 10 постановлений. Общая стоимость проектов составляет 3 миллиарда долларов, работа ведется зарубежными компаниями за счет прямых инвестиций.

Например, в 2021 году в Карманинском районе Навоийской области и Нурабадском районе Самаркандской области были сданы в эксплуатацию солнечные фотоэлектростанции мощностью 100 МВт. В настоящее время вырабатываемая на этих станциях энергия передается в общую систему для нужд потребителей.

Такие же проекты запланированы на 2023-2024 годы. Всего в течение двух лет будет реализовано 5 проектов общей мощностью 1 197 мегаватт. В частности, солнечные и ветряные электростанции будут построены в Караузякском районе Республики Каракалпакстан, Шерабадском районе Сурхандарьинской области, Галляаральском районе Джизакской области, Каттакурганском районе Самаркандской области и Нуратинском районе Навоийской области.

На 2024-2025 годы запланировано строительство и сдача в эксплуатацию 3 крупных ветряных электростанций (каждая мощностью 500 мегаватт) в Пешкунском, Гиждуванском районах Бухарской области и Тамдынском районе Навоийской области. Крупные проекты запланированы также на 2026 и 2030 годы.

 

Следует отметить, что в настоящее время в соотношении производства традиционной и альтернативной электроэнергии доля источников возобновляемой энергии минимальна. Ранее доля гидросооружений составляла 10-12 процентов, в последние 5-10 лет по причине дефицита воды этот показатель снизился до 7-8 процентов. В 2023 году ожидается резкое повышение доли гидросооружений за счет увеличения водных ресурсов и задействования новых проектов. На основе государственно-частного партнерства реализованы проекты по выработке электроэнергии на основе природного газа, угля и нефти. Согласно прогнозам, со сдачей в эксплуатацию источников «зеленой» энергии до 2026 года их доля увеличится до 30 процентов. Президентом дано указание к 2030 году довести долю источников возобновляемой энергии до 50 процентов. Работа в этом направлении уже начата.

По инициативе Президента среди физических и юридических лиц проводится пропагандистская работа по строительству малых фотоэлектростанций и установке ветряных генераторов. Государственные учреждения, предприятия и частные компании устанавливают на крышах своих зданий фотоэлектростанции мощностью 5-10 киловатт.

В частности, с соответствующими организациями подписаны договоры по установке на 28 объектах АО «Узбекистон миллий электр тармоклари» фотоэлектростанций мощностью 500 киловатт. К настоящему времени такое оборудование установили на крышах 7 зданий, работа продолжается. Это позволит получать около 30-40 процентов электроэнергии, необходимой для хозяйственных целей. Следует отметить, что это откроет путь для экономии природного газа и эффективного использования имеющихся возможностей.

– Как правило, потребитель имеет право производить предоплату за использование энергоресурсов. Но нельзя сказать, что потребители в полной мере используют это право. А каковы обязательства потребителей и связано ли их выполнение с защитой прав последних?

– В вашем вопросе кроется логический ответ. Помимо прав у потребителей есть и обязательства, которые, в свою очередь, служат недопущению попрания их прав. Внесение предоплаты за энергоресурсы вовсе не означает, что их можно использовать расточительно.

Также потребители обязаны не допускать незаконного подключения, внешнего воздействия на счетчики. Поэтому в договоре, заключаемом между физическими или юридическими лицами и предприятиями-поставщиками (АО «Худудий электр тармоклари» и АО «Худудгазтаъминот») прописаны как права, так и обязательства потребителей. Одним из обязательств является соблюдение энергоэффективности и экономии ресурсов. Именно это обязательство служит защите интересов других потребителей. Потребитель обязан разумно использовать энергоресурсы, цены на которые с учетом развития экономики балансируются за счет субсидий государства. Не следует пользоваться электроприборами с низкими и очень низкими мощностями. Также обстоит дело и с потреблением природного газа. Потребители должны использовать эффективные газовые приборы и экономить энергоресурсы, считающиеся общим достоянием народа.

Недавно вместе с журналистами Национального информационного агентства Узбекистана мы провели изучение в рамках соответствующего цикла, о чем я ранее писал в статье «Свет, освещающий утро». Достижение энергоэффективности и экономии ресурсов является одной из наших болевых точек. Расточительное использование энергоресурсов свойственно странам Центральной Азии, особенно республикам бывшего Союза. В развитых странах на этот вопрос обращают большое внимание, там высок уровень потребительской культуры. В этих странах никогда бесцельно не используют энергоресурсы, разумное отношение к использованию электроэнергии, тепла, питьевой воды стало у них частью семейного воспитания, дисциплины, зеркалом общества.

Целью своего утреннего изучения мы наметили посещение магазинов и представление потребителям информации об использовании сенсорных датчиков движения и света. Во многих магазинах предприниматели сказали, что такой тип освещения – необходимое средство для энергосбережения. Мы убедились, что такие средства удобны как юридическим, так и физическим лицам. Следовательно, при установке сенсорных датчиков движения и света в государственных учреждениях и ведомствах можно достичь экономии большого объема электроэнергии, это также будет служить предупреждению неисправностей. Также мы сравнили современные водяные насосы, требующие минимального потребления мощностей, с прежними образцами. Разница как между небом и землей. Такая же разница в эффективности и экономичности.

Приведу один пример. Мы не привыкли отключать компьютеры или электроприборы, когда покидаем офис во время перерыва или по иным делам. Таким образом бесцельно тратим энергоресурсы. Конечно, это наш большой недостаток. Мы безразлично относимся к энергии, оплачиваемой не за счет потребителя, а за счет организации. Энергоэффективность и экономия может быть достигнута путем установки в ведомствах, организациях, промышленных предприятиях сенсорных датчиков движения и света.

В постановлении Президента «О мерах по повышению эффективности государственного контроля в сфере использования топливно-энергетических ресурсов» намечены задачи по разумному использованию этих источников и дальнейшему усилению контроля за соблюдением потребителями правил пользования электроэнергией. Следовательно, каждый гражданин страны должен чувствовать ответственность за эффективное и бережное использование этого народного достояния.

Беседовала корр. УзА Насиба Зиёдуллаева, видео Дониёра Ёкубова

Источник: https://uza.uz/

Информационная служба АО «НЭС Узбекистана»

t.me/uzmetaxborotxizmati

>