
(КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ – Выбор индивидуального консультанта)
СТРАНА: Узбекистан
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: Проект «Трансформация электроэнергетического сектора и устойчивая электропередача» (ESTART)
Грант №: TB0B5948-UZ
Наименование задания: Привлечение индивидуального консультанта по релейной защите и противоаварийной автоматики (РЗиА) в рамках проекта «Трансформация электроэнергетического сектора и обеспечение устойчивости передачи электроэнергии» (ESTART)
Reference No.: ESTART/ICS/2025-2
I Общая информация
1. Правительство Узбекистана (ПУ) инициировало амбициозные реформы в энергетическом секторе, которые предусматривают внедрение принципов конкурентного рынка в управление и деятельность сектора. ПУ подготовило и утвердило План реализации реформы электроэнергетического сектора, в котором изложены приоритетные меры по реформированию энергетического сектора, их последовательность и сроки, необходимые ресурсы для эффективной корпоратизации и коммерциализации вновь выделенных электроэнергетических компаний, а также ключевые области реформы электроэнергетического сектора для поддержки со стороны международных финансовых институтов.
2. Согласно планам реформирования сектора, АО Национальные Электрические Сети Узбекистана (НЭСУ) будет сохраняться в качестве государственной центральной организации, ответственной за планирование, проектирование, развитие, эксплуатацию и техническое обслуживание системы передачи электроэнергии в Узбекистане. Компания также станет операционной основой нового рынка электроэнергии, который будет создан в Узбекистане. Кроме того, в связи с быстрым расширением энергосистемы в Узбекистане, включая крупномасштабные проекты в области возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и газовых проекты, продвигаемые и финансируемые частным сектором, необходимо будет ускорить инвестиции в модернизацию, расширение и цифровизацию устаревшей инфраструктуры передачи электроэнергии, чтобы не отставать от расширения производства электроэнергии и растущего спроса на электроэнергию и обеспечить безопасное, надежное и доступное энергоснабжение домохозяйств, предприятий и промышленности. Следовательно, современные цифровые технологии должны быть интегрированы в трансформацию инфраструктуры энергосистемы и коммерциализацию передающей компании.
3. ПУ также инициировало планы по расширению и реконструкции систем передачи и распределения электроэнергии до 2030 года (на основе плана по расширению производства электроэнергии), направленные на повышение надежности энергосистемы, содействие интеграции в энергосистему крупных ИПП, работающих на возобновляемых источниках энергии и газе, а также укрепление региональной взаимосвязанности и торговли. 30 мая 2019 года правительство ПУ также разработало и приняло Стратегию цифровизации энергетического сектора, которая предусматривает внедрение современных цифровых решений, таких как система диспетчерского контроля и сбора данных (SCADA)/система управления энергопотреблением (EMS) для передачи и эксплуатации систем, современная инфраструктура учета, модернизация телекоммуникационных систем и интеграция системы планирования ресурсов предприятия (ERP) и др. Это также будет способствовать корпоративной трансформации и коммерциализации вновь выделенных коммунальных предприятий.
4. В этом контексте Всемирный банк разрабатывает проект «Трансформация электроэнергетического сектора и обеспечение устойчивости передачи электроэнергии» (ESTART) с целью повышения мощности и надежности национальной системы передачи электроэнергии и интеграции крупномасштабных возобновляемых источников энергии в энергосистему. Проект состоит из следующих четырех компонентов, которые будут реализованы в период с 2021 по 2026 год, а его общая стоимость оценивается в 500 млн долларов США:
(i) Компонент 1: Цифровизация сектора передачи электроэнергии: данный компонент будет использовать современные цифровые технологии для поддержки усовершенствованного мониторинга, автоматизации и управления энергосистемой в Узбекистане. Цифровые технологии, которые будут внедрены в рамках этого компонента, включают SCADA, EMS, удаленные терминальные устройства (RTU) подстанций и оптический заземляющий провод (OPGW). Компонент также будет поддерживать модернизацию цифровой телекоммуникационной сети АО НЭСУ, чтобы обеспечить полную функциональность этих систем.
• Подкомпонент 1.1 - Укрепление системы управления и диспетчеризации энергосистемы. В рамках этого подкомпонента будет финансироваться внедрение новой системы SCADA/EMS для центральных и региональных центров управления АО НЭСУ, а также установка удаленных терминальных устройств (RTU) на ключевых подстанциях и электростанциях для замены существующих устаревших систем управления и диспетчеризации, установленных в советское время.
• Подкомпонент 1.2 - Модернизация телекоммуникационных сетей. Развитие быстрой и широкополосной телекоммуникационной сети на национальном уровне является ключом к успешному внедрению современных систем управления, таких как SCADA/EMS. Этот подкомпонент будет финансировать модернизацию и обновление телекоммуникационной сети АО НЭСУ путем установки современных наземных проводов со встроенными в них оптическими волокнами, а именно OPGW, и создания других телекоммуникационных средств, включая радиосвязь.
(i) Компонент 2: Укрепление энергосистемы и интеграция возобновляемых источников энергии (объем необходимых консультационных услуг в рамках настоящего технического задания). В рамках этого компонента будет финансироваться часть приоритетной инвестиционной программы АО НЭСУ на 2021–2026 годы, включая реконструкцию, модернизацию и расширение существующих высоковольтных подстанций, а также строительство новой подстанции 500/220 кВ с соответствующими воздушными линиями электропередачи 500 кВ и 220 кВ для подключения этой новой подстанции к национальной энергосистеме. Инвестиции также позволят интегрировать в сеть около 1500 МВт солнечных ИЭС, в том числе в рамках программы «Scaling Solar» Группы Всемирного банка. Подробная информация о соответствующих работах и инвестиционном плане приведена в Приложении [1].
Подкомпонент 2.1 - Модернизация электросетей. Этот подкомпонент направлен на модернизацию 22 приоритетных подстанций АО НЭСУ. Согласно техническому аудиту, проведенному правительством Узбекистана, 62 устаревшие подстанции из 78 существующих высоковольтных подстанций электропередачи требуют немедленной реконструкции и модернизации. Эти старые подстанции ухудшили надежность, качество, устойчивость и эффективность электроснабжения, что привело к увеличению потерь и затрат на техническое обслуживание и стало препятствием для интеграции крупномасштабных проектов в области возобновляемых источников энергии в энергосистему.
В связи с этим правительство Узбекистана обратилось к Всемирному банку с просьбой поддержать модернизацию еще 22 приоритетных подстанций напряжением 110 кВ, 220 кВ и 500 кВ, расположенных в Андижанской, Бухарской, Ферганской, Кашкадарьинской, Хорезмской, Навоийской, Самаркандской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской областях и городе Ташкенте. В рамках этого подкомпонента будет финансироваться реконструкция этих подстанций, включая замену и расширение трансформаторов подстанций, и внедрение современных технологий, таких как газоизолированные выключатели и цифровая релейная защита, что обеспечит надежную и эффективную работу этих подстанций.
Подкомпонент 2.2 - Расширение электросетей. Этот подкомпонент направлен на поддержку строительства новой подстанции «Кольцевая» напряжением 500 кВ с соответствующими воздушными линиями электропередачи напряжением 500 кВ и 220 кВ для подключения этой новой подстанции к электросети. Предлагаемая подстанция увеличит пропускную способность передающей сети, что позволит удовлетворить растущий спрос и повысить надежность и устойчивость электроснабжения жилых, промышленных, коммерческих и государственных потребителей в центральных районах Узбекистана, где в последние годы передающие сети перегружены, что приводит к многочисленным отключениям и перебоям в подаче электроэнергии.
Предлагаемая новая подстанция «Кольцевая» 500 кВ, которая будет расположена в Ташкентской области, будет оснащена двумя автотрансформаторами 500/220/10 кВ мощностью 801 МВА каждый. Подстанция будет соединена с Ташкентской подстанцией 500 кВ и Сырдарьинской ТЭС новыми воздушными линиями электропередачи 500 кВ общей протяженностью 72 км, а также с подстанциями Келес, Озодлик и Юксак 220 кВ новыми воздушными линиями электропередачи 220 кВ общей протяженностью 213 км. Подробная информация о соответствующих работах по Компоненту 2 приведена в Приложении 1.
(ii) Компонент 3: Поддержка институционального развития и реализации проектов АО НЭСУ. Этот компонент будет способствовать развитию и укреплению институционального потенциала, финансовой устойчивости и технических возможностей АО НЭСУ, чтобы обеспечить эффективное выполнение ее функций по надежной эксплуатации системы передачи электроэнергии и рынка электроэнергии в Узбекистане. Он также будет способствовать подготовке технико-экономических обоснований, экологических и социальных оценок, укреплению потенциала, подготовке и реализации приоритетных инвестиций, особенно в области интеграции источников возобновляемой энергии. Компонент будет включать следующие подкомпоненты: (i) Модернизация бизнес-процессов АО НЭСУ. Этот подкомпонент будет финансировать закупку, установку и интеграцию системы планирования ресурсов предприятия (ERP) в АО НЭСУ и ее дочерних компаниях, а также поддерживать развитие потенциала ключевого персонала АО НЭСУ; (ii) финансовая устойчивость АО НЭСУ и подготовительная работа для доступа к коммерческому финансированию; (iii) укрепление институционального потенциала АО НЭСУ и поддержка реализации проектов; и (iv) консультации по техническому надзору. Этот подкомпонент будет финансировать мероприятия, включая консультационные услуги, связанные с внедрением и техническим надзором за решениями по цифровизации проекта (SCADA/EMS/RTU, телекоммуникационные системы и ERP) и инвестициями в инфраструктуру передающей сети/электросети, которые охватываются настоящим Техническим заданием для работ по укреплению электросети и интеграции возобновляемых источников энергии в рамках Компонента 2, описанного выше.
(iii) Компонент 4: Развитие рынка электроэнергии. В рамках этого компонента будет оказана техническая помощь в разработке и реализации плана перехода электроэнергетического сектора к созданию оптового рынка электроэнергии, включая подготовку вторичного законодательства, рыночных правил, укрепление институционального потенциала, а также разработку и внедрение систем, необходимых для функционирования и управления рынком.
Цели задания
Основная цель консультационных услуг состоит в оказании содействия Группе реализации проекта (PIU) проекта ESTART в предоставлении технической поддержки, экспертного анализа и координации проектных решений по системам релейной защиты и противоаварийной автоматики (РЗиА) на стадии разработки рабочей документации в рамках Подкомпонента 2.1, а также в осуществлении надзора за пусконаладочными работами в рамках Подкомпонента 2.2.
Объем услуг:
Этап 1 – Рассмотрение и утверждение рабочей документации по подкомпоненту 2.1 (Модернизация энергосистемы)
Консультант должен выполнять:
· Техническая экспертиза и проверка рабочей документации по системам РЗиА, автоматического ввода резерва (АВР), автоматического повторного включения (АПВ), автоматического разгрузки (АЧР/АЧВ) и другим системам защиты и автоматики;
· Проверка соответствия применимым нормам, техническим требованиям заказчика и стандартам сетевой компании;
· Подготовка замечаний и рекомендаций по оптимизации схем РЗиА;
· Участие в совещаниях с проектной организацией и заказчиком;
· Подготовка итогового отчёта о соответствии документации и её готовности к утверждению.
Этап 2 – Технический надзор и участие в вводе в эксплуатацию в рамках подкомпонента 2.2 (новая подстанция «Кольцевая» 500 кВ и связанные с ней воздушные линии электропередачи 500 кВ и 220 кВ)
Консультант должен выполнять:
· Надзор за монтажными и пусконаладочными работами по системам РЗиА на подстанциях и линиях 220/500 кВ;
· Проверка уставок релейной защиты, схем соединений и соответствия проектной документации;
· Анализ протоколов испытаний и пусконаладочной документации;
· Участие в комплексных испытаниях и проверка взаимодействия систем РЗиА;
· Подготовка итогового отчёта по техническому надзору.
Критерии включения в шорт-лист
• Высшее образование (электротехническое);
• Не менее 10 лет опыта работы в сфере РЗиА на объектах 220–500 кВ.;
• Опыт проведения экспертизы документации и пусконаладочных работ;
• Знание соответствующих узбекских нормативов и стандартов;
• Предполагается, что Консультант свободно владеет английским и русским языками; знание узбекского языка является желательным;
• Группа по электробезопасности не ниже V;
• Отличные навыки коммуникации, координации и подготовки отчетов.
Ожидаемые результаты
Этап 1 – Обзор рабочей документации (подкомпонент 2.1)
• Отчёт по технической экспертизе документации по системам РЗиА, автоматического ввода резерва (АВР), автоматического повторного включения (АПВ), автоматической разгрузки (АЧР/АЧВ) и другим системам защиты и автоматики;
• Сводные замечания и рекомендации по оптимизации и обеспечению соответствия;
• Итоговый отчёт, подтверждающий соответствие документации требованиям и её готовность к утверждению.
Этап 2 – Технический надзор и ввод в эксплуатацию (подкомпонент 2.2)
• Периодические отчёты по надзору и проверке монтажа и пусконаладочных работ систем РЗиА;
• Сводка проверенной протокольной и пусконаладочной документации;
• Итоговый отчёт по результатам технического надзора и готовности системы к эксплуатации.
Общие положения
• Ежемесячный табель учета рабочего времени и справка о выполненных работах за утвержденные часы;
• Итоговый сводный отчет с кратким изложением мероприятий, основных выводов и рекомендаций по обоим этапам.
График реализации
Задание будет выполняться на временной основе с перерывами на протяжении всего периода реализации нескольких подпроектов в рамках подкомпонентов 2.1 и 2.2. Специалист будет вносить свой вклад по мере необходимости, в зависимости от хода работ по проектированию, установке и вводу в эксплуатацию систем релейной защиты и аварийной автоматизации (RPEA).
Ожидается, что на каждый комплект полученной рабочей документации специалист будет тратить в среднем 2 рабочих дня на техническую экспертизу, подготовку комментариев и представление краткой записки. Надзорные и пусконаладочные работы потребуют дополнительного времени, которое будет определяться в зависимости от графика работ на объекте и испытаний.
Общий объем работ по данному заданию оценивается в шесть (6) человеко-месяцев, которые будут использоваться периодически в течение периода реализации проекта по запросу представителя Заказчика.
ОТЧЕТНОСТЬ
Все документы и комментарии, подготовленные Консультантом, должны быть представлены в электронном виде в редактируемых форматах (DOCX, XLS) и окончательно оформлены в формате PDF. Все материалы должны быть представлены на английском и русском языках.
Консультант будет подотчётен ГРП АО НЭСУ и будет тесно сотрудничать с соответствующими подразделениями АО НЭСУ, по мере необходимости.
Консультант должен предоставлять результаты проверки и сопутствующие материалы на постоянной основе, сразу после завершения каждого порученного задания или проверки документа. Каждый документ должен включать проверенную документацию, комментарии Консультанта и рекомендации по пересмотру или утверждению.
В случае оказания поддержки в области надзора или ввода в эксплуатацию Консультант должен представлять краткие технические записки или сводные отчеты по надзору после каждого мероприятия.
УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ
Основа оплаты:
Вознаграждение выплачивается на основе фактически отработанного времени, рассчитанного по фактическому количеству часов (или дней, в зависимости от ситуации) и подтвержденного уполномоченным представителем Заказчика.
Ставка:
Почасовая ставка устанавливается на основе утвержденного бюджета контракта и согласованного объема работ, как указано в Контракте. Ставка включает все применимые налоги, сборы, социальные отчисления и накладные расходы Консультанта.
Отчетность и выставление счетов:
В конце каждого месяца Консультант должен предоставить:
• отчет о рабочем времени с указанием количества отработанных часов; и
• сертификат о завершении работы (или выполнении), который должен быть рассмотрен и утвержден представителем Заказчика.
Запросы на оплату должны сопровождаться следующими документами.
Оплата производится банковским переводом на счет, указанный Консультантом, в течение десяти (10) банковских дней после утверждения и подписания Заказчиком Акта о завершении работ.
Корректировки:
Любые изменения в объеме работ, почасовой ставке или сроке выполнения задания должны быть оформлены в виде письменного дополнения (аддендума) к Контракту, подписанного обеими Сторонами.
Национальные Электрические Сети Узбекистана (АО НЭСУ) приглашает квалифицированных индивидуальных консультантов («Консультанты») выразить заинтересованность в предоставлении Услуг. Заинтересованные Консультанты должны предоставить информацию, подтверждающую наличие у них необходимой квалификации и соответствующего опыта для выполнения Услуг. Консультант будет выбран в соответствии с методом отбора индивидуальных консультантов, изложенным в Правилах закупок. После этого приглашения к выражению заинтересованности, короткий список квалифицированных Консультантов будет официально приглашен к подаче предложений.
Подробное Техническое задание по данному заданию можно скачать по ссылке ниже:
https://cloud.uzbekistonmet.uz/index.php/s/SwmYZoNZWkx5ZAj
Дополнительную информацию можно получить по электронной почте: pmu.modernization@gmail.com
Заявки на участие в конкурсе вместе с соответствующими подтверждающими документами должны быть представлены на английском и русском языках (преимущество отдается русскому языку) по электронной почте на адрес pmu.modernization@gmail.com не позднее 11:00 по местному времени 10 декабря 2025 года.
Информационная служба АО «НЭС Узбекистана»